Новости

"Социально-трудовая община как основа помощи уличным бездомным"

2026-01-30 01:00 Москва Церковь Бездомность Московская область
В отделе внешних церковных связей Московского патриархата Русской Православной Церкви состоялся круглый стол на тему «Социальное служение религиозных общин – межконфессиональный обмен опытом». Мероприятие проходило в рамках XXXIV Рождественских чтений. Вёл заседание руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев. В рамках круглого стола свои успешные практики оказания помощи нуждающимся в ней людям представили различные организации и общины. Обсуждали поддержку самых различных категорий населения: паллиативных больных, инвалидов, участников СВО и их семей и многих других. Не обошли вниманием и направление помощи людям, оказавшимся в ситуации бездомности. С докладом «О создании условий для нравственного подъёма и формирования личности при оказании социальной помощи людям в трудной жизненной ситуации: общественная технология социально-трудовой помощи «Дома трудолюбия «Ной» им. Св. прав. Иоанна Кронштадтского» выступил председатель Совета Межрегиональной одноимённой общественной организации социальной адаптации лиц без определённого места жительства Эмиль (в Крещении - Емилиан) Сосинский. В своей речи руководитель сети социально-трудовых общин в Москве и Московской области рассказал об устройстве своей организации и подходах, реализуемых в работе с бездомными, поскольку помощь этой категории граждан имеет ряд своих особенностей. Так же Эмиль Валериевич высказал своё мнение о системе помощи в целом, обозначив как положительные, так и отрицательные, по его мнению, моменты.
О бездомности в Московском регионе в 1990-х – 2000-х годах.
В начале своего выступления Эмиль Сосинский привёл статистику бездомности в Московском регионе после распада Советского Союза: «Вспомните толпы уличных бездомных, прозванных в народе «бомжами», массово находящихся на улицах столичного региона и всех крупных городов России, в 90-е и начале 2000х годов. Их количество не сокращалось, несмотря на то, что довольно большие суммы государственных и благотворительных средств, и других ресурсов, тратились на оказание им различных срочных социальных услуг, в виде кормлений, переодеваний, ночлегов, восстановления документов и так далее. Работа по оказанию им услуг строилась на прозападном ценностном ряде: разрешать и помогать свободной личности жить так, как ей нравится, при этом, не обременяя себя никакими нравственными нормами поведения и обязанностями по отношению к обществу. Количество таких, свободных от законов и любых обязанностей личностей, живущих на улицах, по разным оценкам, достигало по стране от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек».

«В 2011 году, - продолжил Сосинский, - под руководством Православного храма, в московском регионе начал работать приют с названием «Дом трудолюбия Ной» для уличных бездомных людей. За основу созданной социально-трудовой общины взяли принципы Дома трудолюбия святого Иоанна Кронштадтского, который говорил: хочешь помочь бездомному - дай ему жильё и оплачиваемую работу, чтобы он мог сам себя содержать».
О возникновении «рабочих домов» и социальных общин
Через 3 года после появления первого «Дома трудолюбия», по словам Эмиля Валериевича, количество уличных бездомных в московском регионе сократилось в 10 раз. Когда стало понятно, что подавляющее большинство уличных бездомных людей готовы трудиться, если им за работу, кроме проживания и питания, ещё и платить деньги, то сначала в Московском регионе, а потом и по всей стране, открылось огромное количество, так называемых, «рабочих домов». Однако целью их создания, утверждает Сосинский, была не благотворительность, а бизнес - извлечение максимальной прибыли на дешёвом, а иногда и бесплатном труде, поскольку брали туда только трудоспособных бездомных.
«Как бы то ни было, «рабочие дома» сыграли огромную положительную роль: в них ушли с улиц 90% всех уличных бездомных, то есть все те, которые могли и были готовы трудиться».
Уже к середине 2014 года на улицах Московского региона практически не осталось трудоспособных мужчин. Поэтому «Дом трудолюбия «Ной» начал открывать специализированные социальные дома-приюты, для содержания бездомных стариков, инвалидов и женщин с детьми. Двумя главными правилами, которые нужно было соблюдать во всех общинах, стали трезвость и посильный труд.

«Мы были первыми в Московском регионе, кто начал забирать в приют обязательно мать вместе с ребёнком. Это сейчас стало много центров для женщин с детьми. А раньше у проблемных матерей детей забирали, а их самих оставляли на улице. Так, у нас появился свой приют для женщин с детьми. А в 2018 году мы открыли ещё и приют для бездомных с психиатрическими заболеваниями, - рассказал Сосинский. Уже с 2018 года мы объявили и до сих пор продолжаем повторять, что готовы забрать с улиц Московского региона абсолютно любого человека, который готов перестать вести «бомжовый» образ жизни и начать трезвый, трудовой».
О финансовой стороне и самоокупаемости
Подопечные трудовых общин «Домов трудолюбия» работают на неквалифицированных работах, получая часть заработка на руки, а вторую часть отдавая на содержание себя и подопечных социальных общин: в основном, стариков, инвалидов, женщин и детей. Условно - от 50% заработанных денег - на руки, а до 50% - отдают.

«В социальных общинах, - продолжает Эмиль Сосинский, - тоже каждый обязан трудиться. Люди там занимаются различным рукоделием, работой по дому, на участках и на своих минифермах. А с началом СВО занялись изготовлением маскировочных сетей, нашлемников, окопных свечей и подушек для нужд фронта. В общинах постоянно регистрируются официальные браки и рождаются дети.

С открытием уже первого социального приюта, соотношение трудоспособных и нетрудоспособных членов общины стало резко меняться. Сейчас, например, в 27 общинах проживают 1150 человек (всего койко-мест -1600) и только 340 из них являются трудоспособными мужчинами (то есть всего 29%). Роль в таком процентном соотношении сыграло ещё и то, что около 100 подопечных наших рабочих домов ушли по контракту на СВО. Поэтому последние пять лет, если бы не увеличились благотворительные пожертвования и не появились гранты от государства, община, целиком состоящая из бездомных, не смогла бы выживать только на заработанные средства».
О системе оказания помощи бездомным в целом
«Современное российское законодательство, к сожалению, не предполагает работу с уличными бездомными людьми, основанную на идеологии традиционных духовно-нравственных ценностей, в виде социально-трудовых общин, - уверен Эмиль Сосинский. – Поэтому, вместо того, чтобы трудоспособные бездомные честным трудом содержали себя и всех бездомных стариков, инвалидов и женщин с детьми, заняв рабочие места, освобождаемые мигрантами и ушедшими на СВО россиянами (ведь рабочих рук сейчас сильно не хватает), их продолжают развращать, оказывая всевозможные «срочные услуги», тратя на это совсем не лишние деньги и помогая им оставаться маргиналами. Если существующее законодательство изменить, и модель общинной социально-трудовой помощи уличным бездомным взять за основу и Церкви, и обществу, и государству, то с уличной бездомностью не только будет покончено целиком, но и дополнительно создадутся предпосылки для нравственного подъема общества, появятся рабочие руки, взамен мигрантам, улучшится демографическая ситуация».
Мнение редакции может не совпадать с мнением героев наших публикаций, но мы, как средство массовой информации, озвучиваем разные точки зрения по тем или иным вопросам.